ФЭНДОМ

Специфическая реакция Править

На рисунке - образец действия рефлекторной дуги. Когда организм получает сигнал от рецепторов о растяжении сухожилия (от легкого удара по сухожилиям под надколенником), происходит разгибание колена. Этот рефлекс является рефлексом поддержания позы.

ReflexArc.jpg

Когда мы дотрагиваемся до горячей плиты и отдергиваем палец - это тоже рефлекторная дуга.

Все это специфические реакции, направленные на восстановление баланса, равновесного состояния организма. Они происходят непроизвольно, направлены на конкретную проблему.

Неспецифическая реакция Править

При определенном уровне нагрузок, либо в некоторых критических эмоциональных ситуациях, организм решает, что жизнь его в опасности и запускает механизм, называемый стресс-реакцией. Она общая - затрагивает весь организм и универсальная для всех случаев, то есть, происходит по единой схеме.

Стресс — неспецифическая (универсальная), общая (затрагивающая весь организм) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы (или организма в целом). Этот тип реакции еще называют "сражайся или беги".

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее: "Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования . Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса

14726-img 5.jpg

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

  1. реакция тревоги (мобилизация

адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)

  1. стадия сопротивляемости
  2. стадия истощения

Схема, по которой разворачивается стресс Править

1) Реакция тревоги (подготовка). Она характеризуется развертыванием активности механизма общей адаптации, т. е. стрессовой реакцией. Типичными изменениями в функциях эндокринных желез при этом являются усиленная продукция адреналина, норадреналина и кортизола. Первая реакция, обеспечиваемая вегетативной нервной системой, - ускорение обмена веществ, увеличение подачи кислорода к жизненно важным органам, пробуждение эндокринной системы. В дальнейшем все действия выполняет эндокринная система. Гипоталамус «будит» мозговой слой надпочечников, и выделяется адреналин.

Адреналин:

a)      Налаживает транспорт питательных веществ к нужным для «борьбы» органам, при нехватке глюкозы «достает» ее из жировых депо (жир) или из печени (глюкозу). Такая буря длится не более 10-15 минут.

b)      Следует заметить, что при длительном выбросе адреналина может произойти истощение мозгового вещества надпочечников, которое приводит к внезапной остановке сердца.

c)       Кроме того, избыток адреналина способствует увеличению содержания уровня сахара в крови.

d)      С течением времени повышается свертываемость крови, что приводит к тромбообразованию.

e)      Увеличивается нагрузка на щитовидную железу, организм начинает вырабатывать большее количество холестерина.

2) Второй этап - преодоление нагрузки.

1.       Гипофиз выделяет гормон Кортикотропин, который активирует работу коры надпочечников, которые выделяют кортизол.

Кортизол:

a)      Закрывает доступ к глюкозе во всех органах, кроме НС (мышцы используют жирные кислоты).

a)      Активизирует Глюконеогенез

b)      Расщепляет белки крови, белки лимфоидной ткани, которые отвечают за иммунитет. Т.о. в крови оказывается слишком много глюкозы. Так же кортизол дает противовоспалительный эффект (повышает свертываемость крови, что повышает риск тромбозов)

Кроме того, активно работают гормоны эндорфины, готовясь к возможным травмам. Они дают обезболивающий эффект и эйфорию. Человек подсаживается на приятные ощущения, но эффект снижается со временем.

Риски кортизола Удар по иммунной системе - следовательно необходимы короткие стрессорные воздействия. Больше - не значит лучше. Польза - не только от перегрузок, но и от периода восстановления.

Если долго подвергать организм перегрузкам, превышающим его возможности, то может наступить третья стадия - Стадия истощения. Она характеризуется резким снижением сопротивляемости организма стрессорам.

Фаза восстановления после стресса: Править

Во время тренировки - открыты капилляры, выделяются гормоны, активно вырабатывается синовиальная жидкость в суставах, но основное происходит после, во время восстановления. Снижается секреция катаболических гормонов, повышается - анаболических (это гормоны инсулин для восполнения запасов углеводов и белков, соматотропин - гормон роста и тестостерон для восстановления белковых структур и гипертрофии). Тренировки стрессового характера не должны продолжаться больше часа. Все нагрузки свыше этого времени, должны быть без перегрузок: лыжи, стретчинг, йога, пилатес и тому подобное.

Преимущества стресса: 1. Закалка - общая неспецифическая устойчивость. Активизируется работа трех систем 1) нервной, 2) эндокринной, 3) иммунной. Эти системы являются основами здоровья. 2. Гипертрофия мышц. Правильно дозированные стрессовые нагрузки ведут к повышению анаболических гормонов (тестостерон, соматотропин). Они стимулируют анаболический эффект. Есть дискуссии, которые оспаривают роль соматотропина и тестостерона (по тэгу Гипертрофия), но единого мнения среди ученых по новым данным нет.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики