Фэндом

Липиды представляют собой класс органических соединений, нерастворимых в воде (гидрофобных). Липиды (в химии) включают в себя жиры (триглицериды), масла, воски, фосфолипиды, стерины (напр. холестерин) .

Классификация липидов различается от автора к автору. Молекулы липидов всегда включают в себя углерод(с), водород(Н) и кислород (О). Простые липиды включают только эти три элемента. Сложные липиды могут включать помимо углерода, водорода и кислорода, другие элементы, чаще серу (S), фосфор (P) и азот (N).

Функции липидов в организме:

a)      являются основным источником энергии

b)      входят в состав протоплазмы и мембран клеток, нервных волокон;

c)       из холестерина образуются все стероидные гормоны;

d)      окружая внутренние органы, предохраняют их от ударов и сотрясений;

e)      обеспечивают усвоение жирорастворимых витаминов и транспорт их по всему организму.

f)       подкожный слой жира обеспечивает сохранение тепла в организме.

В организме человека липиды (lipids) представлены в основном в виде сложных эфиров глицерина, а также в виде триглицеридов (triglycerides), фосфолипидов (phospfolipides) и стеринов (steroids) - см. рис..

Липиды.jpg

Триглицериды - наиболее концентрированный источник энергии в организме. Они поступают внутрь с продуктами питания животного и растительного происхождения.

См. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты

Фосфолипиды . Содержат остаток фосфорной кислоты и добавочную группу атомов. Являются важной компонентой клеточных мембран, обеспечивая пластичность и текучесть мембраны. С фосфолипидами пищи в организм поступают полиненасыщенные жирные кислоты, фосфор, холин и другие вещества.

Стерины - содержатся в животных и растительных пищевых продуктах. Важнейший из животных стеринов - холестерин. Холестерин не является энергетическим субстратом, однако выполняет многие функции в организме. Он является структурным компонентом всех клеток и тканей, участвует в обмене желчных кислот, ряда гормонов (андрогенов и эстрогенов), витамина D. Холестерин обеспечивает жесткость и стабильность мембран клеток. Нарушение его обмена приводит к заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Обмен жиров в организме:

1.       Липогенез. Поступающий жир расщепляется в тонком кишечнике (липазами) на глицерин и жирные кислоты. Хранится он в жировых депо в виде триглицеридов. 30% жирных кислот, минуя печень, сразу идут в кровоток. Остальные идут в печень для образования энергии. Если углеводов недостаточно, - переходят в углеводы, с образованием кетоновых тел.

При избытке углеводов в организме обмен жиров замедляется, - жиры откладываются про запас.

2.       Липолиз. Промежуточный жировой обмен: с помощью гормонов (глюкагон, СТГ, адреналин, кортизол, гормоны щитовидной железы: тироксин, трийодтиронин) происходит мобилизация жирных кислот и глицерина (липопротеиновый комплекс) из жировых депо. Затем жирные кислоты и глицерин попадают в кровоток и направляются в клетку к митохондрии, где с помощью L-карнитина поступают в митохондрию.Происходит окисление , выделяется CO2, H2O и АТФ. Т.о. локальное похудение невозможно, поскольку гормоны поступают в кровоток, а кровь невозможно пустить в определенную часть тела.

Основные жировые депо - Липоцид (жировая клетка) забирает жиры из крови и синтезирует тот тип жиров, который удобно хранить - триглицериды.

См. также Обмен жиров, Локальное похудение

Также на Фэндоме

Случайная вики